Часто задаваемые вопросы по обучению игре на гитаре
Когда люди решают заняться музыкой, то перед ними встает целый ряд во-просов, на которые они не могут ответить себе самостоятельно. Я часто слышу их от своих учеников или их родителей. Поэтому решил написать свои мысли по поводу основных вопросов, связанных с обучением музыке. В этом материале я постараюсь объективно ответить на них. Многие родители выбирают для своих детей занятия в музыкальной школе. Не редко сами при этом посещают занятия в кружках гитары. В настоящий момент многие школы и центры творчества остаются бюджетными учреждениями, и занятия в них проходят бесплатно. Частные кружки и частные школы, как пра-вило, делают акцент на групповом обучении. Частные преподаватели могут при-езжать на дом и работать индивидуально, но для многих являются дорогим (на первый взгляд) удовольствием. На чем все же остановиться? Наверное, универсального ответа на этот вопрос быть не может. Каждый че-ловек выбирает для себя то, что оптимально подходит именно в его ситуации. Но можно выделить плюсы и минусы каждого варианта.
Музыкальная школа, кружок или частные уроки?
Музыкальная школа представляет собой достаточно серьезное учебное заве-дение, в самом названии которого заложено слово «школа». Обучение в ней за-нимает от 5 до 7 лет. Предметов с каждым годом становится все больше (специ-альность, музыкальная литература, сольфеджио, общее фортепиано, хор). Плю-сы школы в комплексном подходе к музыкальному обучению и достаточно плотной занятости ребенка музыкой, способствующей тому, что с малых лет ре-бенок (или даже подросток) «втягивается» в музыкальный мир и общается со сверстниками. Но на практике все не так просто. Школьный учитель человек подневольный. Он постоянно должен отчитываться о результатах своей деятельности, заполнять кучу бумаг и журналов. Сама система обучения сильно устарела, но никому не приходит в голову ее менять. А зачем? Это же так удобно! Да и денег в бюджетной сфере никогда ни на что не хватает. Тут уж не до модернизации. Весь процесс обучения упирается в бесконечное разучивание композиций, которые быстро надоедают и детям и преподавателям. А возможности перестроить процесс нет, поскольку препода-ватель загнан в рамки учебного плана. Главная проблема школьного образования в том, что оно совершенно не ори-ентировано на современность. Ведь в школах очень не много молодежи, по-скольку для молодых специалистов это последнее пристанище. А те люди, кото-рые «руководят процессом» не всегда даже умеют обращаться с компьютером (я уж молчу про поиск новых идей и концепций). Далеко не каждому руководите-лю преподаватель может донести необходимость новых идей. Многие просто с высоты своего положения и опыта не хотят слушать свежие прогрессивные идеи молодых специалистов. В итоге обучение превращается в рутинный процесс, скучный как для препо-давателя, так и для ученика. А когда настает время зарплаты и преподаватель получает свои «кровно заработанные», то последний энтузиазм быстро угасает. Для справки могу отметить, что в Москве на 2012 год оклад преподавателя со-ставляет около 12 тыс. месяц и перспектив почти никаких. В регионах ситуация просто катастрофическая, поскольку заработная плата там может равняться 4 тыс. в месяц! А еще каждые 5 лет нужно доказывать специальной комиссии свою состоятельность как преподавателя, разучивая ответы на вопросы из ста-рых книжек, словно вечному студенту. Эти цифры я называю не на базе новостей по телевидению, а на базе своего опыта, поскольку сам более 5-ти лет работаю в школе и знаю систему изнутри. Так что в этой сфере все держится на энтузиазме и любви к профессии. Своего ребенка я обязательно буду учить музыке, но, честно говоря, вряд ли отдам в музыкальную школу. Сама система убыточна и никому не нужна. Она требует кардинальной модернизации. Это общая картина и все выше приведенные моменты, к сожалению, имеют место быть. Но, конечно все не так уж мрачно. Большинство преподавателей достаточно милые и профессиональные люди. Многие, в основном на собствен-ные средства, пытаются вводить какие-то новшества (использовать компьютер, аудио оборудование, вносить разнообразие в репертуар, знакомить учеников с лучшими примерами различных музыкальных направлений и т.д.). Есть и заме-чательные преподаватели, которые растят лауреатов и дипломантов, выпускаю учебные пособия и т.д. В итоге могу сказать, что музыкальная школа подойдет тем, кто хочет получить диплом и продолжать обучение в музыкальном училище, то есть готов серьезно заниматься музыкой и практически отказаться от других занятий. Как правило, обучение бесплатное, но принимают в школу до 15 лет. Центры творчества (бывшие дворцы пионеров) находятся примерно в таком же положении и работают по стандартам и планам. Но занятия там обычно про-ходят только по специальности, что дает больше свободного времени. Контроль успеваемости не такой жесткий, что позволяет преподавателю проявить больше энтузиазма и сделать процесс обучения более творческим. Минус в том, что час-то занятия бывают групповыми.Индивидуальные или групповые занятия?
Я убежден, что групповые занятия нельзя назвать полноценными и скорее получается не игра на гитаре, а игра в гитару. В каких-то ситуациях объединять учеников в мини-группы можно и даже нужно, но здесь нужен очень ответст-венный кропотливый подбор, учитывающий возраст, умения, психологические особенности учащихся. Но в основном, по моему мнению, занятия должны быть индивидуальными. Ведь, как правило, процесс обучения, это не просто передача товара (знаний) клиенту (ученику) за определенную плату. Это процесс взаимодействия и обще-ния ученика и преподавателя, требующий времени и психологического комфор-та, создающегося со временем при общении один на один. Поэтому некоторым ученикам бывает не просто найти «своего» преподавателя, подходящего по тем-пераменту, манере общения. Большинство учеников не знают точно, чего хотят на самом деле от обучения, поскольку слабо знакомы с миром музыки и воз-можностями гитары. Здесь преподаватель должен правильно подать материал, раскрыть многогранность музыкального мира, сделав шаг к тому, чтобы заинте-ресовать ученика музыкой. Так что я вижу ответ на вопрос об индивидуальных и групповых занятиях достаточно четким. Групповыми могут быть скорее консультации и мастер классы, но не полноценное обучение. Некоторые приходят на уроки, уже имея определенный уровень знаний, тогда занятия и само общение строится несколько иным образом. Вообще, работа пре-подавателя немножко напоминает игру актера. Ведь к ребенку подход один, к подростку иной, к взрослому третий. Еще нужно учитывать уровень знаний уче-ника, видение конкретных задач обучения, его индивидуальные личностные особенности. А ведь некоторые до сих пор вообще не считают работу преподавателя пол-ноценной профессией! Мол читает себе человек по чужому учебнику материал несколько часов в день и все, что это за работа такая!? И отпуск летом длинный! А еще жалуются бюджетники! Можете мне не верить, но я несколько раз лично сталкивался с подобным от-ношением. Хотя в целом я бы отметил, что со временем профессия преподавате-ля становиться все более уважаемой. Но вернемся к нашей теме. Еще один вариант – частные уроки с преподавателем, которого Вы можете вы-брать сами. Рынок репетиторских услуг растет с каждым годом. Уважающий се-бя преподаватель, который успешно и активно преподает, имеет полноценное резюме в открытом доступе, в котором отражены основные особенности его ра-боты, масса отзывов учеников. А главное, что репетитор работает сам на себя и крайне заинтересован в по-ложительном результате, поскольку его заработок основан на его репутации. Все мы знаем, что заработать хорошую репутацию нелегко, а потерять можно мгно-венно. Так что вариант с частным репетитором многим кажется оптимальным. Другое дело, что люди пока не готовы платить адекватные деньги за занятия с репе-титором (по музыке, по крайней мере), как показывает практика.Сколько стоят частные уроки?
На 2013 год средняя стоимость часа с более-менее опытным, имеющим хорошую репутацию преподавателем у ученика перевалила за 1000руб. И осо-бых проблем с набором учеников практикующие преподаватели не имеют. Есть и масса многопрофильных репетиторов. Часто это студенты, преподающие в основном, например, английский, но еще владеющие гитарой, поскольку закончили (или не закончили) музыкальную школу. И берут они за свои услуги как раз весьма скромное вознаграждение. В итоге можно дешево чему-то нау-читься. Но преподаватели, посветившие предмету всю сознательную жизнь (5лет музыкальная школа, 4 года училище, 4-5 лет институт) и имеющие опыт оценивают себя выше. Тут важен и предмет, и образование репетитора, и цель занятий. Если человек закончил МГУ и преподает столь востребованный английский язык, то у него может не быть отбоя от учеников и при относительно высокой цене за занятия. Если же человек преподает музыкальный инструмент, то возможно занятия для ученика будут стоять на последнем месте по временным и финансовым затра-там, поскольку это хобби. Сколько же стоит качественное обучение? Моя (например) базовая программа в среднем укладывается в 10 месяцев. Получается 60тысяч. А еще минус вынужденные пропуски и уже около 50тысяч. В принципе это официальная средняя зарплата по Москве всего за один месяц. Пользоваться этими знаниями Вы можете всю жизнь. Как Вы считаете, прием-лемо?Сколько раз в неделю лучше заниматься?
Еще один важный вопрос связан с регулярностью и продолжительностью за-нятий. Тут существует несколько подходов. Первый – это натаскивание ленивого ученика, который еле-еле занимается только на уроках, внимание сосредоточить тоже не может. В данном случае за-ниматься можно два раза в неделю по часу. В этом случае процесс может растя-нуться до двух раз. Второй подход более логичный и экономный как для ученика, так и для ре-петитора (и в плане финансов, и в плане времени). Суть подхода это занятие 90 минут 1 раз в неделю. В таком случае урок ока-зывается более полноценным, а клиент тратит меньше денег и времени на обу-чение. Вы можете возразить и сказать, что лучше будет регулярнее, но по часу. И будете правы, но в случае с детьми до (примерно) 12 лет, которым еще тяжело заниматься 90 минут. Кроме того, с учениками такого возраста нужно постоянно контролировать процесс обучения. В остальных случаях во всех отношениях лучше один большой урок. Потому что ключ к успеху – Ваши собственные усилия и мотивация. Если человек не будет заниматься сам, то учиться он будет в два-три раза дольше, сколько с ним не занимайся. Важны регулярные (желательно ежедневные) и непродолжитель-ные занятия. Чем чаще Вы будете брать гитару в руки и делать то, что советует преподаватель, тем быстрее будете учиться. Обучение игре на гитаре это продолжительное и тонкое занятие. В процессе игры совершаются тонкие, точные движения, за которые отвечают мелкие мыш-цы. Многие из них Вы раньше вообще не использовали. Поэтому важно на-браться терпения и идти до конца. Многие вещи будут получаться со временем сами собой, многие будут получаться все лучше со временем.«У меня нет способностей!» и «У меня не хватает времени для занятий!»
Еще раз напоминаю, что ключ к успеху – мотивация и некоторые личные ка-чества. Способности играют не лидирующую роль. Среди основных музыкальных способностей выделяют ритм, слух и память. Эти способности являются врожденными и развиваются в процессе занятий. Они могут быть хорошие от рождения, но если ученик не занимается, то он не сможет освоить гитару. Его способности не сделают это за него. А если ученик имеет слабые музыкальные данные и обучение дается ему тяжело, но он не сда-ется и учится, то его непременно ждет успех. Это очевидный факт. Значит, главными качествами являются усидчивость и упорство. Будете ли вы хорошо выполнять задание, если Вам дадут, например, много денег? Думаю да. Сразу появится мотивация и найдется и время на занятия. Конечно, развитие мотивации отчасти задача преподавателя. Другое дело, что разные люди по-разному воспринимают музыку. Один и тот же стиль ведения урока кого-то мотивирует, а кого-то вгоняет в тоску, даже если учитель будет максимально интересно и разнообразно вести урок. Дело в том, что ученик, который «с нуля» начинает изучение инструмента, скорее всего не имеет особого представления о музыкальном мире, соответст-венно не может точно знать, чего он хочет. Задача преподавателя приоткрыть ученику дверь этот мир, но не все готовы в нее войти. Вспомните самоучек, которые научились чему-то сами по книжкам (пусть учились долго и не очень правильно). Если репетитор профессиональный, но ученик ничего не делает сам, то учиться ему будет тяжелее и результата он дос-тигнет за гораздо больший промежуток времени. Если же репетитор не очень профессиональный, но ученик честно выполняет задания и что-то додумывает сам, то результаты будут уже другие и гораздо быстрее. Так что нет ничего невозможного. Если Вы чего-то действительно сильно хо-тите всей душой, то Вы сами себя подсознательно программируете на действия, способствующие достижению этой цели. Какую из возможных дорог для ее дос-тижения выбрать решать Вам. Надеюсь, что вышеизложенные мысли помогут Вам ответить на некоторые важные вопросы, связанные с обучением игре на гитаре и пройти Вашу дорогу более легко.© Репетит-Центр
31.08.2013
Читайте также в следующих статьях - Базовый курс игры на гитаре в Москве