//Вопросы про обучение игре на гитаре

Часто задаваемые вопросы по обучению игре на гитаре

Репетитор по музыке Александр Сергеевич

  Когда люди решают заняться музыкой, то перед ними встает целый ряд во-просов, на которые они не могут ответить себе самостоятельно. Я часто слышу их от своих учеников или их родителей. Поэтому решил написать свои мысли по поводу основных вопросов, связанных с обучением музыке. В этом материале я постараюсь объективно ответить на них.
  Многие родители выбирают для своих детей занятия в музыкальной школе. Не редко сами при этом посещают занятия в кружках гитары. В настоящий момент многие школы и центры творчества остаются бюджетными учреждениями, и занятия в них проходят бесплатно. Частные кружки и частные школы, как пра-вило, делают акцент на групповом обучении. Частные преподаватели могут при-езжать на дом и работать индивидуально, но для многих являются дорогим (на первый взгляд) удовольствием. На чем все же остановиться?
  Наверное, универсального ответа на этот вопрос быть не может. Каждый че-ловек выбирает для себя то, что оптимально подходит именно в его ситуации. Но можно выделить плюсы и минусы каждого варианта.
  

Музыкальная школа, кружок или частные уроки?


  Музыкальная школа представляет собой достаточно серьезное учебное заве-дение, в самом названии которого заложено слово «школа». Обучение в ней за-нимает от 5 до 7 лет. Предметов с каждым годом становится все больше (специ-альность, музыкальная литература, сольфеджио, общее фортепиано, хор). Плю-сы школы в комплексном подходе к музыкальному обучению и достаточно плотной занятости ребенка музыкой, способствующей тому, что с малых лет ре-бенок (или даже подросток) «втягивается» в музыкальный мир и общается со сверстниками. Но на практике все не так просто.
  Школьный учитель человек подневольный. Он постоянно должен отчитываться о результатах своей деятельности, заполнять кучу бумаг и журналов. Сама система обучения сильно устарела, но никому не приходит в голову ее менять. А зачем? Это же так удобно! Да и денег в бюджетной сфере никогда ни на что не хватает. Тут уж не до модернизации. Весь процесс обучения упирается в бесконечное разучивание композиций, которые быстро надоедают и детям и преподавателям. А возможности перестроить процесс нет, поскольку препода-ватель загнан в рамки учебного плана.
  Главная проблема школьного образования в том, что оно совершенно не ори-ентировано на современность. Ведь в школах очень не много молодежи, по-скольку для молодых специалистов это последнее пристанище. А те люди, кото-рые «руководят процессом» не всегда даже умеют обращаться с компьютером (я уж молчу про поиск новых идей и концепций). Далеко не каждому руководите-лю преподаватель может донести необходимость новых идей. Многие просто с высоты своего положения и опыта не хотят слушать свежие прогрессивные идеи молодых специалистов.
  В итоге обучение превращается в рутинный процесс, скучный как для препо-давателя, так и для ученика. А когда настает время зарплаты и преподаватель получает свои «кровно заработанные», то последний энтузиазм быстро угасает. Для справки могу отметить, что в Москве на 2012 год оклад преподавателя со-ставляет около 12 тыс. месяц и перспектив почти никаких. В регионах ситуация просто катастрофическая, поскольку заработная плата там может равняться 4 тыс. в месяц! А еще каждые 5 лет нужно доказывать специальной комиссии свою состоятельность как преподавателя, разучивая ответы на вопросы из ста-рых книжек, словно вечному студенту.
  Эти цифры я называю не на базе новостей по телевидению, а на базе своего опыта, поскольку сам более 5-ти лет работаю в школе и знаю систему изнутри. Так что в этой сфере все держится на энтузиазме и любви к профессии. Своего ребенка я обязательно буду учить музыке, но, честно говоря, вряд ли отдам в музыкальную школу. Сама система убыточна и никому не нужна. Она требует кардинальной модернизации.
  Это общая картина и все выше приведенные моменты, к сожалению, имеют место быть. Но, конечно все не так уж мрачно. Большинство преподавателей достаточно милые и профессиональные люди. Многие, в основном на собствен-ные средства, пытаются вводить какие-то новшества (использовать компьютер, аудио оборудование, вносить разнообразие в репертуар, знакомить учеников с лучшими примерами различных музыкальных направлений и т.д.). Есть и заме-чательные преподаватели, которые растят лауреатов и дипломантов, выпускаю учебные пособия и т.д.
  В итоге могу сказать, что музыкальная школа подойдет тем, кто хочет получить диплом и продолжать обучение в музыкальном училище, то есть готов серьезно заниматься музыкой и практически отказаться от других занятий. Как правило, обучение бесплатное, но принимают в школу до 15 лет.
  Центры творчества (бывшие дворцы пионеров) находятся примерно в таком же положении и работают по стандартам и планам. Но занятия там обычно про-ходят только по специальности, что дает больше свободного времени. Контроль успеваемости не такой жесткий, что позволяет преподавателю проявить больше энтузиазма и сделать процесс обучения более творческим. Минус в том, что час-то занятия бывают групповыми.
  

Индивидуальные или групповые занятия?


  Я убежден, что групповые занятия нельзя назвать полноценными и скорее получается не игра на гитаре, а игра в гитару. В каких-то ситуациях объединять учеников в мини-группы можно и даже нужно, но здесь нужен очень ответст-венный кропотливый подбор, учитывающий возраст, умения, психологические особенности учащихся. Но в основном, по моему мнению, занятия должны быть индивидуальными.
  Ведь, как правило, процесс обучения, это не просто передача товара (знаний) клиенту (ученику) за определенную плату. Это процесс взаимодействия и обще-ния ученика и преподавателя, требующий времени и психологического комфор-та, создающегося со временем при общении один на один. Поэтому некоторым ученикам бывает не просто найти «своего» преподавателя, подходящего по тем-пераменту, манере общения. Большинство учеников не знают точно, чего хотят на самом деле от обучения, поскольку слабо знакомы с миром музыки и воз-можностями гитары. Здесь преподаватель должен правильно подать материал, раскрыть многогранность музыкального мира, сделав шаг к тому, чтобы заинте-ресовать ученика музыкой.
  Так что я вижу ответ на вопрос об индивидуальных и групповых занятиях достаточно четким. Групповыми могут быть скорее консультации и мастер классы, но не полноценное обучение.
  Некоторые приходят на уроки, уже имея определенный уровень знаний, тогда занятия и само общение строится несколько иным образом. Вообще, работа пре-подавателя немножко напоминает игру актера. Ведь к ребенку подход один, к подростку иной, к взрослому третий. Еще нужно учитывать уровень знаний уче-ника, видение конкретных задач обучения, его индивидуальные личностные особенности.
  А ведь некоторые до сих пор вообще не считают работу преподавателя пол-ноценной профессией! Мол читает себе человек по чужому учебнику материал несколько часов в день и все, что это за работа такая!? И отпуск летом длинный! А еще жалуются бюджетники!
  Можете мне не верить, но я несколько раз лично сталкивался с подобным от-ношением. Хотя в целом я бы отметил, что со временем профессия преподавате-ля становиться все более уважаемой. Но вернемся к нашей теме. Еще один вариант – частные уроки с преподавателем, которого Вы можете вы-брать сами. Рынок репетиторских услуг растет с каждым годом. Уважающий се-бя преподаватель, который успешно и активно преподает, имеет полноценное резюме в открытом доступе, в котором отражены основные особенности его ра-боты, масса отзывов учеников.
  А главное, что репетитор работает сам на себя и крайне заинтересован в по-ложительном результате, поскольку его заработок основан на его репутации. Все мы знаем, что заработать хорошую репутацию нелегко, а потерять можно мгно-венно.
  Так что вариант с частным репетитором многим кажется оптимальным. Другое дело, что люди пока не готовы платить адекватные деньги за занятия с репе-титором (по музыке, по крайней мере), как показывает практика.
  

Сколько стоят частные уроки?


  На 2013 год средняя стоимость часа с более-менее опытным, имеющим хорошую репутацию преподавателем у ученика перевалила за 1000руб. И осо-бых проблем с набором учеников практикующие преподаватели не имеют.
  Есть и масса многопрофильных репетиторов. Часто это студенты, преподающие в основном, например, английский, но еще владеющие гитарой, поскольку закончили (или не закончили) музыкальную школу. И берут они за свои услуги как раз весьма скромное вознаграждение. В итоге можно дешево чему-то нау-читься. Но преподаватели, посветившие предмету всю сознательную жизнь (5лет музыкальная школа, 4 года училище, 4-5 лет институт) и имеющие опыт оценивают себя выше.
  Тут важен и предмет, и образование репетитора, и цель занятий. Если человек закончил МГУ и преподает столь востребованный английский язык, то у него может не быть отбоя от учеников и при относительно высокой цене за занятия. Если же человек преподает музыкальный инструмент, то возможно занятия для ученика будут стоять на последнем месте по временным и финансовым затра-там, поскольку это хобби.
  Сколько же стоит качественное обучение?
  Моя (например) базовая программа в среднем укладывается в 10 месяцев. Получается 60тысяч. А еще минус вынужденные пропуски и уже около 50тысяч. В принципе это официальная средняя зарплата по Москве всего за один месяц. Пользоваться этими знаниями Вы можете всю жизнь. Как Вы считаете, прием-лемо?
  

Сколько раз в неделю лучше заниматься?


  Еще один важный вопрос связан с регулярностью и продолжительностью за-нятий. Тут существует несколько подходов.
  Первый – это натаскивание ленивого ученика, который еле-еле занимается только на уроках, внимание сосредоточить тоже не может. В данном случае за-ниматься можно два раза в неделю по часу. В этом случае процесс может растя-нуться до двух раз.
  Второй подход более логичный и экономный как для ученика, так и для ре-петитора (и в плане финансов, и в плане времени).
  Суть подхода это занятие 90 минут 1 раз в неделю. В таком случае урок ока-зывается более полноценным, а клиент тратит меньше денег и времени на обу-чение. Вы можете возразить и сказать, что лучше будет регулярнее, но по часу. И будете правы, но в случае с детьми до (примерно) 12 лет, которым еще тяжело заниматься 90 минут. Кроме того, с учениками такого возраста нужно постоянно контролировать процесс обучения.
  В остальных случаях во всех отношениях лучше один большой урок. Потому что ключ к успеху – Ваши собственные усилия и мотивация. Если человек не будет заниматься сам, то учиться он будет в два-три раза дольше, сколько с ним не занимайся. Важны регулярные (желательно ежедневные) и непродолжитель-ные занятия. Чем чаще Вы будете брать гитару в руки и делать то, что советует преподаватель, тем быстрее будете учиться.
  Обучение игре на гитаре это продолжительное и тонкое занятие. В процессе игры совершаются тонкие, точные движения, за которые отвечают мелкие мыш-цы. Многие из них Вы раньше вообще не использовали. Поэтому важно на-браться терпения и идти до конца. Многие вещи будут получаться со временем сами собой, многие будут получаться все лучше со временем.
  

«У меня нет способностей!» и «У меня не хватает времени для занятий!»


  Еще раз напоминаю, что ключ к успеху – мотивация и некоторые личные ка-чества. Способности играют не лидирующую роль.
  Среди основных музыкальных способностей выделяют ритм, слух и память. Эти способности являются врожденными и развиваются в процессе занятий. Они могут быть хорошие от рождения, но если ученик не занимается, то он не сможет освоить гитару. Его способности не сделают это за него. А если ученик имеет слабые музыкальные данные и обучение дается ему тяжело, но он не сда-ется и учится, то его непременно ждет успех.
  Это очевидный факт. Значит, главными качествами являются усидчивость и упорство.
  Будете ли вы хорошо выполнять задание, если Вам дадут, например, много денег? Думаю да. Сразу появится мотивация и найдется и время на занятия.
  Конечно, развитие мотивации отчасти задача преподавателя. Другое дело, что разные люди по-разному воспринимают музыку. Один и тот же стиль ведения урока кого-то мотивирует, а кого-то вгоняет в тоску, даже если учитель будет максимально интересно и разнообразно вести урок.
  Дело в том, что ученик, который «с нуля» начинает изучение инструмента, скорее всего не имеет особого представления о музыкальном мире, соответст-венно не может точно знать, чего он хочет. Задача преподавателя приоткрыть ученику дверь этот мир, но не все готовы в нее войти.
  Вспомните самоучек, которые научились чему-то сами по книжкам (пусть учились долго и не очень правильно). Если репетитор профессиональный, но ученик ничего не делает сам, то учиться ему будет тяжелее и результата он дос-тигнет за гораздо больший промежуток времени. Если же репетитор не очень профессиональный, но ученик честно выполняет задания и что-то додумывает сам, то результаты будут уже другие и гораздо быстрее.
  Так что нет ничего невозможного. Если Вы чего-то действительно сильно хо-тите всей душой, то Вы сами себя подсознательно программируете на действия, способствующие достижению этой цели. Какую из возможных дорог для ее дос-тижения выбрать решать Вам.
  Надеюсь, что вышеизложенные мысли помогут Вам ответить на некоторые важные вопросы, связанные с обучением игре на гитаре и пройти Вашу дорогу более легко.

© Репетитор по музыке Александр Сергеевич
31.08.2013