//Использование компьютерных технологий в процессе музыкального обучения детей и подростков в музыкальных учреждениях начального звена

Использование компьютерных технологий в процессе музыкального обучения детей и подростков в музыкальных учреждениях начального звена

Репетитор по музыке Александр Сергеевич

  

  В нашу информационную эпоху, в век быстрого развития технологий, часто оказывается так, что многие люди остаются вне поля этого развития, не используя компьютеров, некоторой прочей техники, и даже иногда мобильных телефонов. Происходит это по самым различным причинам, но суть получается одна - эти люди ограничивают себя в определенных возможностях и удобствах, связанных с использованием различных компьютерных устройств. Тем не менее это их выбор, но дети, от которых зависит будущее страны, которые должны стать полноценными членами общества и всесторонне развитыми личностями, сочетающими в себе духовную и личностную культуру, обладающими необходимыми знаниями и навыками, для того чтобы свободно чувствовать себя в современном мире, не должны быть ограничены в использовании информационно-технических ресурсов.
  
  

  
  Сейчас компьютеры стоят практически в каждом доме, и большинство детей пользуется ими, но в основном это использование сводится к развлечению, носящему, как правило, не самый лучший характер, а в некоторых случаях и небезопасный для психического здоровья. Таким образом, проводя много времени за компьютером, ребенок так и не умеет его использовать для реализации своего творческого потенциала, для расширения своего кругозора и повышения общемузыкального уровня, а также в качестве помощника в выполнении домашних заданий. В подобной ситуации крайне актуально внедрение в детское и юношеское начальное музыкальное образование изучения компьютерных технологий, способствующих всестороннему музыкальному развитию учащихся.
  
  

  
  Проблемы, которые могут решить подобные уроки:
  
  


    - повышение общей музыкальной и духовной культуры, способствующей развитию полноценной и гармоничной личности;
  
  

  
  - повышение интереса учащихся к занятиям, причем как по основному предмету, так и по другим обязательным дисциплинам;
  
  

  
  - повышение успеваемости учащихся;
  
  

  
  - возможность дистанционного контроля педагогом самостоятельного обучения ученика и выполнения им заданий, а также возможность ученика получить с помощью Интернета ответы на вопросы, связанные с процессом обучения;
  
  

  
  - возможность обучения учащихся крайне важным музыкальным навыкам (элементарные примеры композиции, творческая работа с различными виртуальными музыкальными инструментами, создание собственной музыки, запись нот в электронном виде) на простых и наглядных примерах, что либо затруднено, либо совершенно невозможно без использования компьютерных программ.
  


  
  

  В плане общекультурного и духовного развития личности ребенка в первую очередь стоит проблема некой культурной изоляции. Причем, чтобы узнать какую-то интересную информацию по предмету специализации учащегося, ему недостаточно просто нажать на кнопку и посмотреть на экране монитора необходимую информацию в виде видеоролика и/или какой-либо статьи, потому что информация в таком виде скорее всего не задержится в голове учащегося надолго. Тут как раз неоценимую роль играет взаимодействие с ребенком педагога, который может более полно и интересно поведать ученику о том или ином проявлении музыкальной культуры и - что крайне важно - показать самостоятельно какие-либо примеры подобной музыки, что является самым действенным способом того, чтобы вызвать живой интерес у человека.
  
  

  
  Далее ученики могут самостоятельно познакомиться с классическими примерами данной музыкальной культуры, рекомендованными преподавателем, после чего ученики получают уже комплексное представление о том или ином виде музыкального искусства. Таким образом, для преодоления проблемы культурной изоляции детей и подростков, обучающихся в музыкальных заведениях начального звена, очевидна польза применения компьютера в качестве важного дополнительного источника информации для получения знаний, но, конечно, в синтезе с работой на уроках под руководством преподавателя.
  
  

  
  Введение практики преподавания в музыкальных образовательных учреждениях начального звена работы с музыкальными компьютерными программами вызывает повышение интереса к занятиям музыкой, так как учащиеся могут, при грамотном методическом подходе преподавателя, устранить для себя многие проблемы, связанные с обучением, благодаря наглядной работе с темами уроков на компьютере, потому что программа позволяет ребенку воспринимать материал на несколько ином уровне, чем в ситуации, когда объяснение материала ограничено только его преподнесением педагогом на уроках.
  
  

  
  Помимо этого, полученные навыки могут вызвать увеличение интереса обучающегося и к другим предметам, поскольку навыки эти связаны с различными сторонами музыкальности (развивается ритмика, слух, может раскрываться творческий потенциал). И, конечно, большую роль в этом плане играет ознакомление с лучшими примерами классической и эстрадной музыки различного характера через Интернет, когда ученик, наблюдая за выступлением какого-либо исполнителя на экране своего монитора, вдохновляется на занятия музыкой.
  
  

  
  Практически каждый педагог, когда-либо сталкивается с падением уровня заинтересованности ученика в занятиях, особенно часто приходится наблюдать такой процесс молодым специалистам, которые не имеют достаточно опыта в общении с детьми и подростками, не владеют в достаточной мере мастерством педагогического взаимодействия. Причины, по которым ученик теряет интерес к занятиям, начинает халтурить в выполнении домашних заданий и в работе с преподавателем, могут быть разными, но результат один - снижение успеваемости ученика. Уроки с использованием компьютера могут в значительной мере решить подобные трудности.
  
  

  
  Во-первых, работа с компьютерной программой подразумевает работу с нотным редактором, где учащийся может (сначала под руководством преподавателя, а потом и самостоятельно) вводить с клавиатуры компьютера нотный текст, воспроизводя его в дальнейшем одним нажатием клавиши. Таким образом, при многих затруднениях, которые ученик встречает при самостоятельной работе с нотным текстом, он может обратиться к помощи своего компьютера, зайдя в программу, и, используя полученные на уроках знания, решить проблему самостоятельно. Именно проблемы, связанные с тем, что ученик не может самостоятельно решить их при выполнении самостоятельных заданий, вызывают у него снижение интереса к ним, ведут к понижению успеваемости.
  
  

  
  Во-вторых, дети бывают разные - каждый ребенок имеет свою степень коммуникабельности, и не с каждым оказывается просто наладить контакт для успешного процесса обучения. Конечно, задачей педагога является раскрытие потенциала ученика, его раскрепощение, но реализация компьютерных уроков действительно упрощает работу над подобными задачами, как со стороны преподавателя, так и со стороны самого учащегося.
  
  

  
  Обучение компьютерным навыкам подразумевает не только решение узко-специфических задач определенного круга, позволяющих учащимся улучшить успехи в работе с произведениями, изучаемыми на протяжении периода обучения в музыкальном заведении и выносимых на экзамены и зачеты, но и:
  
  


    - ознакомление их с основами композиции, где обучающие¬ся могут раскрыть свой творческий потенциал (что крайне важно для формирования личности и психики детей и подростков);
  
  

  
  - обучение работе с различными виртуальными музыкаль¬ными инструментами, что также открывает детям простор для творчества - создания собственных мелодий и музыкальных идей.
  


  
  

  Что касается последнего, то получить подобные знания, навыки и умения, кроме как путем работы с компьютерной программой, ребенок может лишь при одновременном посещении сразу нескольких музыкальных заведений, причем занимаясь сразу на многих музыкальных инструментах, что практически невозможно. Все вышесказанное только подчеркивает актуальность темы. Классические каноны начального музыкального образования складывались десятилетия назад с учетом реалий тех лет. Современный мир вносит определенные коррективы - технический и научный прогресс, естественные исторические процессы сделали нынешнюю реальность несколько иной.
  
  

  
  Новое время обернулось новыми возможностями, одна из ко¬торых - свободное владение современными компьютерными технологиями и их использование. Эти возможности уже давно повсеместно внедряются в повседневную жизнь человечества, в том числе и в образование (общеобразовательные школы, училища, вузы). Но в музыкальных учреждениях начального звена такой практики на данный момент нет. Каждый учащийся, начиная с 10-12 лет, вполне может успешно осваивать музыкальные компьютерные программы на соответствующих групповых уроках в своем учебном заведении, вынося для себя огромную практическую и моральную пользу в плане владения инструментом, музыкальными навыками и знаниями, повышения своего общемузыкального уровня и развития своей духовной культуры.

© Репетитор по музыке Александр Сергеевич
24.08.2011